Когда мама приводит годовалого или двухлетнего малыша к нам в Центр первое, что мы рассказываем - это то, что мы проводим тематические занятия по раннему развитию.
Что это такое, по какому принципу проводятся занятия и что в себя включают - об этом вы узнаете в данной статье. Кстати, ниже есть видео пример одного нашего тематического занятия.
Если углубиться в педагогическую литературу, то можно найти разные термины: комплексное, интегрированное, тематическое, комбинированное занятие. Все виды таких занятий широко применяются и в детских садах и нашли своё место в частных детских центрах. Грузить вас о различиях между этими видами занятий мы не будем. Скажем лишь, что тематические занятия могут быть как комплексными, так и интегрированными. Разница между ними небольшая. Но вот комбинированное занятие существенно отличается от привычного нам тематического.
Несколько слов о комбинированном занятии. Некоторые центры до сих пор могут использовать такой подход в раннем развитии. Но, на наш взгляд,такая форма обучения больше подходит для деток старше 4-х лет. Для малышей 2-3 года желательно готовить тематические уроки. Вкратце, комбинированный урок - это урок, в котором разны виды деятельности просто сменяют друг друга. Между этими видами деятельности нет связи и они не зависят друг от друга. Например, первым заданием может быть игра с пазлами, вторым - творческое задание, третьим - музкальное и т.д...
Мы очень любим именно эту форму проведения занятий с нашими малышами от 1 года до 4-х лет. В чём же секрет? Содержание такого тематического занятия концентрируется исключительно вокруг одной темы. И обязательно, в течении такого занятия происходит логически обоснованная, сюжетно связанная смена различных видов деятельности у детей.
Каждая детельность плавно и со смыслом для малыша перетекает в следующую деятельность. В результате такого занятия ребёнок получает целостное знание о выбранной теме. Например, если тематическое занятие посвященно весне, то благодаря тематическому занятию ребёнок получит представление о весне, как о сезонном явлении. Он получает целый багаж знаний о весне и обо всём, что может касаться этой темы, например, о перелётных птицах, о цветах и основных признаках весны.
Задачей наших педагогов при составлении тематического урока является конструирование блоков занятия по чётко продуманной схеме. В данном случае - ключевая тема "Весна", а все понятия (времена года, цветы, зимующие и перелетные птиц, основные признаки весны и т.д....) и виды деятельности будут связаны с основной темой логически.
Всё не так-то и просто. Нельзя вот так просто разделить виды деятельности. Они должны плавно перетекать один в другой. Педагог должен организовать познавательную деятельность таким образом, что дети будут вспоминать различные времена года, производить анализ сезонных изменений, учиться различать и группировать весенние цветы, перелетных и зимующих птиц. Сложно, не правда ли?
Вот как может быть организован тематический урок для малышей, объединённый общей темой:
Смена действий во время такого занятия обычно прослеживается очень четко. Это объясняется тем, что они направлены на развитие определенных навыков, и на формирование целостных представлений о весне, как о сезонном изменении.
Каждое тематическое занятие объединяет необъятное! И обязательно включает в себя все основные виды детской деятельности, которые направлены, в первую очередь, на то, чтобы детям было интересно и увлекательно. После таких занятий малыш просит маму снова и снова повести его в детский центр!
При проведении тематических занятий ребенок отлично расширяет кругозор, углубленно изучает определенную тему и развивается разносторонне.
Представляем пример одного из тематических уроков, которые проводятся на занятиях в нашем Центре. Работаем с малышами в сенсорной коробке, пополняя лексику детей, развиваем моторику рук, повторяем противоположности. Закрепляем основные цвета, упражняемся собирать пазлы, развиваем логику детей и внимание при работе с ламинированным дидактическим пособием. Педагог Нелли Васютинская.
Кстати, именно эта форма проведения занятий может быть прекрасным способом дополнительного развития дома. Кроме этого, мы советуем проводить дома не только тематические занятия, а устраивать для малыша целые тематические недельки! То есть, вы можете углубиться в каждую тему, рассматривать и играть целую неделю. В таком случае, поверьте, знания малыша сильно обогатятся.
Обязательно, включайте следующие виды деятельности:
Сначала выберите тему, затем соберите все понятия, которые она включает в себя. Далее, подбирайте задания для каждого понятия. Процесс довольно трудоёкий, но интересный.
Кстати, очень хорошо, если параллельно вы будете посещать занятия по раннему развитию в детском центре. Тогда вы сможете черпать идеи для самостоятельной работы с малышом.
Хочется сказать об очень важной вещи, все тематические занятия должны быть объединены в общий большой план, который включает все сезонны и праздники. То есть, это должен быть план на год. Именно таким образом в нашем Центре и строятся занятия для всех возрастных категорий детей. На каждую возрастную категорию составлен годовой план по каждому из занятий.
Приведём пример тем, которые могут быть включены в годовой план для детей 2-3 года:
Если вы хотите посмотреть, что такое тематическое занятие в нашем Центре - приглашаем вас и вашего ребенка на занятие!