— А мы уже и читаем, и считаем – пора в школу! — Нередко можно услышать от мамы дошколёнка эти слова. Так ли это на самом деле, и как определить готовность малыша к обучению в школе? Попробуем разобраться…
Что же такое школьная готовность? Это понятие гораздо обширнее, чем может показаться на первый взгляд, и включает в себя несколько аспектов:
Интеллектуальная готовность
Затрагивая этот аспект, очень бы хотелось отметить, что речь идёт не об умении ребёнка читать и считать, как думают многие родители, а об общем уровне развития познавательной деятельности. Об умении сравнивать и делать выводы, обобщать и анализировать, выстраивать причинно-следственные связи. Если Вы не подавляли «исследователя» в своём чаде и подталкивали к самостоятельному поиску ответов на бесконечные «почему?», то ваш малыш, к моменту поступления в школу, постигнет эти навыки на собственном опыте.
Мотивационная готовность
Нередко на тестировании психологи задают вопрос : «Для чего ты идёшь в школу?». Лучшим мотивом для успешного обучения является стремление малыша получить новые знания. Но, к сожалению, это не всегда так. Зачастую, мы – взрослые, не готовы к поступлению ребёнка в школу. Чрезмерная тревожность и нервозность передаются нашему малышу. «Как же ты будешь учиться в школе, если…» — подобные вопросы и сомнения могут сложить у ребёнка негативную установку и даже страх, особенно если ребёнок не уверен в себе.
Итак, к моменту поступления в школу сформируйте у ребёнка положительное отношение : к школе, к процессу обучения, к новому коллективу, к учителю, и главное — к самому себе!
Коммуникативная, или личностно-социальная готовность
Это готовность ребёнка к взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Легко ли Ваш ребёнок идёт на контакт с людьми, не слишком ли часто вы берёте на себя эту функцию?
Нередко на вопрос «Как тебя зовут?», мама с готовностью отвечает вместо ребёнка : «Нас зовут Анечка, нам 5 лет»… Давайте своему ребёнку получать собственный опыт общения со сверстниками и взрослыми, в разрешении конфликтных ситуаций. Часто, даже на взрослых, может оказать негативное влияние большое количество людей. Что уж говорить о застенчивых детках. В итоге — страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие трудности.
Многие дети привыкли, что внимание взрослого принадлежит только им, а в школе всё совсем не так. Задача взрослого — помочь ребёнку понять и принять эти новые правила. Очень важно, чтоб был установлен контакт «ребёнок – учитель». Ведь от того, как Ваш ребёнок принимает учителя, зависит принятие им учебной задачи. Не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе и строить свои взаимоотношения с окружающим миром. И никакой, даже самый богатый Ваш опыт, не заменит ему собственный.
Эмоционально – волевая готовность
Саморегуляция – умение сознательно управлять своим вниманием, речью, эмоциями и поведением. У дошкольника все эти процессы непроизвольные, и только к шести – семи годам появляется эмоциональная устойчивость. Опираясь на эти знания, воспитатели дошкольных заведений проводят занятия только в игровой, весёлой форме, так как это — единственная приемлемая форма занятия для дошколёнка.
А школьный урок – это другое дело, это не всегда увлекательно и весело. Ребёнок учится делать не только то, что ему хочется, а и то – что от него требует школьная программа. Грамотный учитель начальной школы всегда знает как, правильно чередовать виды деятельности на уроке, и когда необходимы весёлые динамические паузы, которые позволят малышу сбросить напряжение. Именно произвольности зачастую не хватает первоклассникам – шестилеткам. «Натренировать» произвольность нельзя, этот механизм должен «созреть» самостоятельно, но такие виды деятельности, как игры по правилам (мемори, бродилки с кубиком, домино, лото ) научат вашего ребёнка спокойно дожидаться своего хода, выстраивать стратегию и достойно проигрывать.
Успешный школьник — здоровый школьник
Не забудьте при подготовке к школе уделить внимание здоровью ребенка. На самом деле, поступление в первый класс — это и эмоциональный стресс и серьезная нагрузка для ребенка. Если у Вашего малыша ослабленное здоровье, не стоит отдавать его в школу с усиленной программой. Лучше подобрать школу с умеренными нагрузками и упором на здоровьесберегающие технологии. Ведь главная задача – давая знания, не забирать здоровье!
Вернёмся к нашему вопросу – что же такое школьная готовность? Получается, что это — весь дошкольный мир ребёнка!
А значит, главная задача родителя – создать условия, в которых ребёнок может естественно, гармонично и самостоятельно развивать свой потенциал!
Анна Кузнецова, практикующий педагог подготовки к школе. Одесса ЦРР «Азбука»