Все слышали, что в 1-й класс нужно идти "на учителя", а не в школу.. Так и с садиком, самое главное - воспитатели. Как бы ни был хорошо обустроен детский сад, основным является отношение воспитателя к детям.
Выбрать детский сад - непростая задача. И вы должны понять одну важную вещь: детский сад - это не только то место, где его кормят и присматривают, пока родители на работе. Это место, где у ребенка формируются базовые жизненные навыки и принципы для дальнейшей жизни. Поэтому очень важно, чтобы он чувствовал себя в саду в безопасной, комфортной обстановке, которая способствует доверию между ним и воспитателями, нянечками.
Итак, ваши обязательные вопросы при выборе детского сада:
Знаете ли вы, что сады могут придерживаться разным педагогическим моделям? Существует директивная и демократическая модель детского сада. В чем это проявляется. Зачастую государственные сады придерживаются как-раз директивной модели - педагоги всегда решают за детей, чем им сейчас заниматься и чем играть. В демократической модели педагоги дают возможность ребенку ВЫБИРАТЬ себе занятие, которое ему интересно, поддерживают инициативу ребёнка, замечают и дают возможность проявлять творчество ребенка. Такая модель особенно ярко выражена в садах Монтессори. В частных садах стараются уделять большое внимание инициативности ребенка.
Ну конечно дети дерутся и ругаются, отнимают игрушки друг у друга. Это совершенно нормальная часть взросления и социализации ребенка. Но самое главное - КАК воспитатели РЕАГИРУЮТ на подобное поведение? Именно этот момент учит малышей своей модели поведения в социуме. Обязательно спросите у воспитателя, что принято делать, если дети подрались или пытаются отнять что-то у другого. Если воспитатель ничего толком на эту тему сказать не может, то скорее всего конфликты решаются по «классической схеме»: «отдай и иди отсюда!» или «оба в угол!». То есть ребёнку не предлагается правильная, конструктивная модель поведения в конфликтной ситуации, которая может быть позитивным примером для построения его дальнейших отношений с миром.
Обретение ребёнком самостоятельности, как ни странно, требует огромных человеческих ресурсов и затрат. То есть воспитателям (как и родителям) всегда проще сделать самим, чем дождаться, пока это сделает ребёнок. Поэтому обязательно задайте педагогам прямой вопрос: «А что у вас дети могут делать самостоятельно, и как именно они это делают?». Тут могут быть варианты: выбирают себе занятие сами, убирают за собой игрушки и моют за собой посуду, сами одеваются. В худшем случае за ребёнка всё — от выбора занятия до уборки за ним — делают взрослые. Это хорошо разве что для тех, кто хочет вырастить зависимого и безынициативного ребёнка.
Отлично, если каждые 40 минут детям предлагается новое занятие, как минимум ребёнку не будет скучно в таком саду. Но важно узнать, а КАК РЕАГИРУЕТ воспитатель, если ребёнок в данный момент не хочет заниматься математикой, а выбирает поиграть самостоятельно с игрушками? Дают ли возможность воспитатели проявлять инициативу и следуют ли за желаниями ребёнка?
Выясните, в какой форме педагоги дают обратную связь родителям. Это только общие слова «У нас всё хорошо, кушаем нормально» или это регулярное индивидуальное общение с каждым родителям про успехи ребенка и его возможные проблемы. Педагог обязательно должен давать качественную обратную связь о том, как развивается ребенок, какова у него сейчас зона ближайшего развития. Именно это и является индикатором - КАКОВ ЭТОТ ДЕТСКИЙ САД - развивающий или это просто место пребывания ребенка.
Если всё общение выстроено директивно, в нём есть только указания, это означает что у ребёнка мало шансов довериться этим педагогам и этому месту. Вряд ли он сможет найти здесь отдушину и почувствовать себя комфортно, поскольку педагог для него всегда будет наставником с кнутом и пряником, а не помощником в обретении себя и установлении контакта с миром.