В прошлом 2019 году в Украине стартовала реформа образования - НУШ - "нова українська школа". Ключевая цель НУШ - создание школ, в которых будет ПРИЯТНО учиться и которые будут давать ученикам не только ЗНАНИЯ, но и УМЕНИЯ (компетенции).
Нам стало интересно, как реформа проявила себя за первый год внедрения среди наших выпускников и как эта реформа должна ПОВЛИЯТЬ на нашу работу в Азбуке, да и в целом, в сфере дополнительного дошкольного образования.
Мы должны следовать реформам образования. И, если требования к первокласснику меняются - логично, что должно поменяться дошкольное образование.
И мы решили провести своё расследование! В нём принимали активное участие директор Азбуки, педагоги по подготовке к школе и несколько администраторов. Испытуемые и "допытуемые" - были:
...И мы решили провести своё расследование...
Все мы помним старую добрую систему обучения, первоклашка за двухместной партой, руку тянет, чтоб ответить, тишина в классе. Так что же поменялось?
Пообщавшись с вышеперечисленными участниками расследования, можем рассказать, с какими трудностями столкнулись учителя и школы за прошедший первый год реформы.
Отмена собеседований и оценок - это формальность, не влияющая напрямую на учебный процесс. Вместо табеля - портфолио, в котором учителя безоценочно описывают все компетенции ученика в социальной сфере и учебной, что умеет, чему научился, что легко дается, что сложно... Оценки появляются уже в 3 классе.
Первое, с чем столкнулись большинство наших школ - невозможность организовать пространство по принципу НУШ по причине нехватки площадей и финансирования. Поэтому, одноместные парты - сдвинуты, ковры с подушками, уголки природы и игровые зоны - большая редкость...
Но больше всего возникает вопросов к программе НУШ. Здесь родители и учителя разделились на два лагеря. Одним нравится новая программа, другим нет. К слову сказать, оказывается програм НУШ две - НУШ 1 и НУШ 2, но об этом в другой статье.
...Больше всего вопросов к программе...
Мы столкнулись с мнением родителей, что программа превого класса по НУШ очень схожа с программой подготовительной группы детского сада. Как правило, дети еще в дошкольном возрасте умеют рисовать кружочки, квадратики, штриховать... более того, умеют читать, считать и писать. В итоге, после дошкольной подготовки ребёнок откровенно скучает за партой, замечен был даже откат назад в знаниях. Например, ребёнок идя в первый класс уже умел читать, а в НУШ этого не нужно. Дети много играют в лего, смотрят видео, слушают музыку. Конечно, есть мамы, которым эта система нравится. И конечно, от учителя многое зависит. Но нужно понимать, что НУШ - это облегчение школьной программы.
...Большинство детей могли бы достичь больших результатов...
Учитель подводила ИТОГИ знаний первоклассников и сравнила их с результатами детей, которых учила по предыдущей, старой, программе. Результат: по НУШ: у детей серьезное отставание. Дети плохо читают, пишут, считают... Если учитывать, что в первом-втором классах дети проходят этап адаптирования и главная задача, чтобы они привыкли к школе, то, возможно, за третий-четвертый классы они и наверстают упущенное. Но это все будет зависеть от программы. Безусловно, кому-то эта система необходима, но таких детей минимум. Большинство детей могли бы достичь больших результатов без ущерба для психики, но их тормозят.
...Никто не отменял "Інтелект України"...
Но есть свет в оконце. Никто не отменял программы "Інтелект України" и "На крилах успіху". Эти программы предусматривают активное развитие ребёнка буквально с первого класса. Дети должны уметь читать до школы - и это требование при приёме в "Интеллект". В прошлом, эти программы были с более высокими стандартами обучения, чем обыкновенная программа. Программа разработана с целью увеличения интереса ребёнка к учёбе, благодаря межпредметным связям, средствам наглядности и видеоматериалам. Довольно тяжёлая программа, с объёмными домашними заданиями и высокими требованиями.
А какую бы вы выбрали программу обучения для своего ребёнка?