У каждого ребёнка наступает очень важный период в его жизни, когда он начинает разговаривать. В норме ребенок начинает говорить в 10 месяцев. И тогда уже к 2-м годам можно определить любые нарушения в дикции. Если период говорения наступает позже, то и проблемы с речью определяются несколько позже.
Есть такой термин "дикция". Мы будем его использовать в данной статье чаще, чем термин "проблемы с речью". Дикция - это основа чёткости и разборчивости того, что мы говорим. Так какие наиболее частые проблемы с дикцией бывают у ребенка? Конечно же, это - неправильное произношение звуков, слогов, слов и даже целых фраз. Если вы понимаете, что ребёнку трудно даются некоторые звуки и улучшение не светит - стоит обратится к логопеду, чтобы выяснить причину сложности выговаривания определенных звуков.
Мы обратились за консультацией к логопеду - специалисту центра "Азбука" Скрипник Диане и выяснили, что одна из наиболее частых причин возникновения проблем с дикцией - это проблемы связанные с особенностью строения органов артикуляции. Например, часто у наших маленьких клиентов бывае снижена подвижность языка. Ну а следствием данной особенности может быть невнятная речь ребенка, отсутствие в речи шипящих звуков или звука "Р", либо звуки могут быть сильно искажены.
Ошибочно считать, что ребёнок сам, без помощи взрослых и без специального воздействия овладеет правильным звукопроизношением. И именно это ошибочное мнение часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей. Невмешательство в процесс формирования детской речи может повлечь за собой не только невнятную речь во взрослом возрасте, но и отставание в развитии в детском возрасте. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Работа по преодолению нарушений звукопроизношения, как правило, у любого логопеда заключается в развитии трёх позиций:
Главное, не упустить момент принятия решения - идти ли к логопеду или подождать. Ниже мы приведём некоторые цифры и данные развития речи ребёнка, на которые вы можете опираться.
Уже к 1 месяцу жизни ребёнка мы начинаем отсчёт развития его речи. Речью малыша является его реакция на окружающий мир, на нас с вами, взрослых.
Итак, здоровый младенец к концу 1 месяца жизни должен реагировать на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом, когда к нему обращаются. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».
В 2 месяца малыш улыбается при общении. Начинает кричать, причём в крике появляются разные интонации, он становится более выразительным. Ребенок кричит по‑разному: терпеливо, обиженно, протестующе, уступчиво. Крик может быть также подзывающим, капризным и требующим. В 2 месяца у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г» или «к».
В 3 месяца наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым. Вместо крика уже чаще слышны хныканье и плач. Ребенок начинает смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним. Когда малыш разговаривает можно услышать такие звуки как: «б‑у», «в‑и», «а‑а‑бм‑бм», «бль», «у‑гу», «бу» и т. д.
В 4 месяца малыш громко смеется при положительных эмоциях, повизгивает в ответ на щекотание. При гулении появляются звукосочетания «а‑о‑у», «ю‑а‑а». Появляется длительное певучее гуление . После 3-х месяцев ребенок начинает произносить звуки под контролем слуха. Поэтому становится возможным настоящий диалог с ребенком: вы повторяете за ребенком его звуки или слоги, он при этом замолкает и прислушивается к вам, а затем начинает гулить активнее и громче.
В 5 месяцев малыш произносит согласные звуки «п», «б», «м», «т», «д», связывая эти согласные с гласными «ба, га, да, ма, ам, та». Таким образом, появляются элементы лепета. Случайно произносит два слога подряд, но с одним согласным «а‑ма» или «а‑ба», «а‑на», «а‑да» и др.
В 6 месяцев у ребенка возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
В 7 месяцев малыш использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. Лепет активный.
В 8 месяцев у ребенка возникает реакция на незнакомое лицо, ребёнок может заплакать. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. Некоторые мамы начинают рассказывать, что их ребёнок уже с 7-8 месяцев говорил слова.
В 9 месяцев ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".
10 месяцев На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражая взрослому, ребенок повторяет за ним новые слоги, которых до сих пор не было.
11 месяцев. В речи малыша появляются упрощенные (лепетные) слова, в которых используются ударные слоги знакомых ребенку слов, например: «ка» («каша»), «ба» (баба). Первые слова ребенка обычно обозначают близких ему людей «ма», «па», «ба», а также действия или предметы, которые его окружают и часто называются родителями. Например: «ам» или «ам‑ам» – еда, или «ав» или «в‑ав» – та же еда или собака, или «би‑би» – автомобиль, игрушечная машинка, или «кис‑кис», «бай» и т. д.
1 год К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-5 "лепетных слов. Однако смысл одного такого слова очень широкий. Например, слово «мама» в зависимости от интонации, ситуации, жестов и мимики ребенка может означать обращение к ней, жалобу, настойчивое указание, просьбу взять на руки и т. д. Лепетное слово «да‑да» может означать: «Дай мне скорее мою бутылочку!»
1 год 3 месяца Словарный запас увеличивается до 10 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста. «Дай ручку. Где папа?» Знакомые слова показывает на картинке. Например: «Покажи, где машинка, кукла, мячик и т.д.».
1 год 6 месяцев Ребёнок показывает одну из частей тела, словарный запас около 20 слов.
1 год 9 месяцев Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу").
2 года На этом этапе ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), строит предложения из двух слов. Например: «Папа би-би», что означает «Папа уехал на машине».
2 года 6 месяцев Называет многие части тела.
Словарный запас настолько большой, что подсчитать количество произносимых ребенком слов практически невозможно.
Говорит о себе «я»: «Я пошел», «Я сам». Отвечает на вопрос «Как тебя зовут?» полностью или упрощенно.
Разговаривает со сверстниками во время игр. Фраза состоит из 3-4 слов.
Задаёт вопросы: «Что это?», «Кто это?»
К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта. Ребёнок говорит простыми, грамматически оформленными фразами, состоящими из 3-4 слов. Речь понятна посторонним людям. Ребёнок вступает в речевые диалоги с другими детьми и взрослыми, кратко рассказывает о прошедших событиях, отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Рассказывает знакомую сказку, появляется словотворчество, склонность к рифмовке. Может разучивать короткие стихи. Наступает возраст «почемучки», когда ребёнок стремится понять мир.
Благодаря этим данным вы можете проанализировать уровень развития речи вашего ребёнка и при необходимости обратиться к логопеду.
В Азбуке работает логопед Скрипник Диана, опыт работы более 5лет с такими патологиями: дислалия, дизартрия, заикание, ОНР. Запись по тел.: 048-789-08-02