user_175_14632

Мария Кульчицкая, психолог, консультант

От автора: Данная статья является следствием моего опыта как мамы двух детей и детско-семейного психотерапевта. Как мама и психолог могу сказать, что отношения – это труд, но только когда он приносит свои плоды, эти отношения наполняются теплом и удовольствием!

    С рождения и до лет пяти у малыша проходит самый сложные период в жизни: дети учатся дышать; обращая на себя внимание – выживать; затем держать голову, сидеть, ползать, вставать и наконец ходить. Исследуют мир, проверяя его на безопасность, учатся различать людей, общаться с ними, опираться на них, потому что самостоятельно не выжить! Дети учатся чувствовать и переживать, проявлять себя, демонстрировать, различать свои состояния и реакции, переживать реакции других на себя и свое поведение. Они учатся говорить, кричать, требовать или молчать.

   За этот период малыш научается всему тому, на что будет опираться потом всю жизнь – физическое развитие, психоэмоциональное, когнитивные функции.

   В этот период у ребенка формируется и приобретается опыт в безопасности, привязанности и достижениях.

   Это очень сложный период приобретения опыта, где сам малыш ничего еще не знает и не понимает, совсем сталкивается впервые. Это вызывает чувство страха.

   Так как тема нашего исследования – истерики, то сейчас я хочу рассмотреть механизм справляться с этим страхом – это злиться, гневаться, впадать в истерику.

Причины истерик разные:

– состоянии нервной системы ребенка (легко возбудимая),

– кризис 3-х лет

– физического здоровья на данный момент ребенка

– нехватка внимания малышу

– закрепленный опыт манипулировать истерикой (добиваться своего)

– рассогласованные семьи

    Но, очень часто за истерикой стоит что-то гораздо глубже, чем просто желание добиться своего.

   Если рассматривать истерику с точки зрения переживаний ребенка, то это злость, гнев, ярость.

   Эти эмоции вторичны, за ними всегда скрыта потребность ребенка в безопасности; любви, тепле, нежности – привязанности; в достижениях.  И совсем иные переживания.

   У каждого ребенка его внутренний мир формируется индивидуально, особенно. Для многих детей отказ, запрет в конфете,  игрушке или еще чем-то воспринимается как отвержение его самого, что формирует чувство страха. Многие с чувством страха будут справляться истерикой – это злиться, гневаться!

   Чувство стыда в последствии истерики формируется в результате того, что «таким» его не приняли родители, бабушки и дедушки или если это произошло в общественном месте, и очень знающая женщина ткнула пальцем в ребенка и произнесла – как тебе не стыдно или не красиво так себя вести.

   Отчаяние и бессилие чаще формируется тогда, когда потребность истинная ребенка не удовлетворена. Дело не в игрушке или конфете, а в истинных потребностях малыша.

   В результате не удобного поведения для окружающих у детей может сформироваться чувство вины.

   Важно понимать, что истерики происходят в отношениях, ребенок их посвящает кому-то. Формирование безопасности и привязанности в отношениях, а также уверенности в достижениях начинают формироваться рядом с мамой и папой, и только потом с другим окружением, расширяя границы. Поэтому такое поведение ребенка часто адресовано родителям. Если рядом с ребенком находится устойчивый родитель, с уверенными собственными взглядами на жизнь, сформированным мнением что и как лучше для его ребенка, у малыша будет формироваться знание про то, что он может опираться на своих папу и маму, будут формироваться устойчивая нервная система, безопасность, успокоение.

   Для того, что бы ребенок рос с устойчивой нервной системой, важно расти внутренне всей семье! Детские истерики – это первые звоночки, что так как раньше, ваша семейная система уже не может существовать, и важно развиваться и находить новые способы. Только если встретиться с кризисом и его пережить, возможно развиваться дальше.

   Можно писать много советов, рекомендаций по вопросу, как справляться с детскими истериками, но чаще всего они приводят к бессилию и раздражению, а результата нет! А если и помогают, то на короткий промежуток времени. В таком вопросе ответы лежат внутри отношений ребенок – родитель, и внутри отношений семьи. Только в каждой индивидуальной ситуации можно исследовать и понять причины подобного поведения, и что с этим делать. Искать способы и методы, которые подходят именно вам, но условия остаются неизменными – развивать и воспитывать не только ребенка, а расти и развиваться родителям тоже! Потому что вы семья, потому что ребенок ваш!